«Любов» посильнее Фауста Гете.

27.06.2017 Количество просмотров2492
«Любов» посильнее Фауста Гете.

В 1931 году Максим Горький перебрался жить в особняк на Никитской, принадлежавший ранее промышленнику Рябушинскому. Дом этот самому Горькому не нравился. Все в нем казалось ему вычурным и неудобным. Однако выбор за него сделал лично Сталин. Именно он решил поселить туда Горького. Возможно, в архитектуре у вождя вкус был получше, чем у писателя. А вот его литературный вкус, бывало, давал сбои. Один из них случился в том же Особняке Рябушинского.

Как-то раз в гостях у Горького собрались Сталин, Молотов и Ворошилов. В какой-то момент Сталин предложил писателю прочесть вслух какое-нибудь собственное произведение и предложил «Девушку и смерть». Это была небольшая ранняя сказка, надо сказать, более чем заурядная, даже скверная. Горький согласился и прочел. После этого Сталин взял книгу из рук литератора и написал на последней странице: «Эта штука сильнее чем «Фауст» Гете (любов побеждает смерть)». Зачем он сделал это, доподлинно неизвестно. Возможно, был подвыпивший и шутил. Есть точка зрения, что вождь пытался наладить отношения с Горьким, чтобы тот написал его биографию. Кроме того, Сталин допустил в этой простейшей надписи две досадные ошибки – пропустил запятую и потерял мягкий знак в слове «любовь».

Казалось бы, ну и что с того. Ну ошибся, ну сказал, что посредственное произведение сильнее гениального. Если уж на то пошло, Лев Толстой тоже частенько хвалил очень слабых авторов и, в то же время, с резкой неприязнью высказывался о Шекспире. Беда была вовсе не в том, что сделал Сталин, а в том, что это сделал именно он. Никто не посмел исправить вождя. Вместе с «Девушкой и смертью» отзыв Сталина оказался в учебниках в своем изначальном виде, то есть без запятой и со словом «любов». Ошибки тиражировались, а нелепая фраза воспринималась, как истина в последней инстанции. Наверное, поэтому Мандельштам, услышав слова Сталина о сказке Горького, сказал жене: «Мы погибли». Впрочем, со временем мягкий знак в слове «любовь» все же появился. Предполагают, что его дописала работница музея Горького, где выставлялась книга. И любовь таки победила. Жалко, что не сразу.


Понравилась статья? Нажми: